Ситуация на рынке тяжелых грузовиков: что важно знать?

Пресс-конференция, проведенная 4 декабря в Москве ассоциацией РОАД, прояснила состояние рынка коммерческого транспорта и ситуацию с пикапами. Вице-президент ассоциации, Виталий Киселев, в своем выступлении сообщил, что падение числа среднетоннажных автомобилей (MCV) наблюдается уже больше десяти лет. За период с 2016 до 2025 года парк таких машин сократился на 25%, с 2,3 миллионов до 1,727 миллиона. Увеличивается и средний возраст автомобилей, который на середину 2023 года составил почти 28 лет. В некоторых случаях отмечается, что до сих пор используются советские модели, такие как ЗИЛ, что подчеркивает устаревание автопарка. В области тяжелой техники докладчик из компании «Глобал трак сервис», Максим Шишко, отметил, что доля китайских брендов снизилась с 60% до 53%, в то время как доля российских производителей возросла с 28% до 38%. Однако общее количество сделок за год упало почти наполовину, что создает немалые тревоги. Ожидается, что в 2025 году лишь 46 тысяч грузовиков смогут найти своих покупателей, что касается худших показателей за последние годы. На рынок тяжелых грузовиков раньше 2023 года пришелся удачный год с продажами до 125,7 тысячи единиц. Образовавшийся избыток предстоящих автомобилей привел к снижению цен, и компании начали продавать в убыток. Параллельно огромные объемы китайских грузовиков, которые ждут отгрузки, оказывают давление. По данным, значительное количество автомобилей находится на складах, и это создаёт проблему для спроса. Ситуация усугубляется тем, что компании в лизинге или кредите переживают очередной период финансового затруднения. На складах по данным Максима Шишко накопилось почти 14 тысяч машин от различных производителей, что составляет значительную долю от общего объема проданных за этот год. Российские производители тяжело находят клиентов и работают в условиях негативных маржей. Во время обсуждения участники конференции сошлись во мнении, что продажи в сегменте HCV могут составить около 4 тысяч машин в месяц, сильно отличаясь от 10 тысяч в 2023 году. Возможно, улучшение зависит от изменения внешних условий. Без таких изменений рынок тяжелой техники окажется в непростой ситуации. На данный момент баланс на рынке HCV наклоняется в пользу КАМАЗа, который продал 12,6 тысячи автомобилей за 11 месяцев. Следом идут Sitrak, Shacman и FAW, а также российские Ural и Valdai, которые стараются оставаться на плаву в конкурентной среде.